Страны-участники проекта создания Азиатского энергокольца должны решить ряд глубинных проблем, которые мешают его реализации, считает генеральный директор АО «ДВЭУК» Дмитрий Селютин — участник сессии «Азиатское энергокольцо. Готовы ли политики и энергетические компании?» Восточного экономического форума-2017.
«Для того чтобы прийти к однозначному выводу об экономической и технологической целесообразности проекта Азиатского энергокольца, нужно очень подробно изучить балансовую ситуацию в странах, которые будут реализовывать этот проект, тарифные и законодательные механизмы стран — потенциальных участников проекта, а также ситуацию, связанную с режимами и с диспетчеризацией, которая присутствует в этих странах», — пояснил Дмитрий Селютин.
Он отметил, что когда говорят об экономической эффективности данного проекта, то оперируют несколькими вещами. Во-первых, это взаимное резервирование энергосистем. Текущие нормативы резервирования в Российской Федерации настолько высоки по сравнению с мировым уровнем, что в каком-то дополнительном резервировании из внешних энергосистем говорить не приходится. Также не приходится говорить и о дополнительном резервировании за счет КНР, учитывая, что северо-восток Китая испытывает определенный дефицит электроэнергии на данный момент. Поэтому взаимное резервирование и в этой связи повышение фактора показателя надежности энергосистем, безусловно, является аргументом, но аргументом, нуждающемся в дополнительном изучении.
Во-вторых, взаимообмен электроэнергией. Системы регулирования тарифов в России, Китае и Японии принципиально отличаются. Например, РФ крайне плохо поставляет электроэнергию в КНР по причине того, что российские энерготарифы неконкурентоспособны с китайскими. На сегодняшний день поставки осуществляются из Объединенной энергосистемы Востока (ОЭС Востока), на которую распространяет действие вторая неценовая зона оптового рынка электроэнергии и мощности. В этой связи АО «Восточная энергетическая компания» (дочернее предприятие ПАО «Интер РАО») осуществляет поставки в Китай только забалансовой электроэнергии, которая не учитывается в формировании баланса. Поэтому с точки зрения взаимообмена по крайней мере в КНР предстоит решение непростой задачи по взаимному тарифному регулированию. Это является препятствием для экспортного потенциала электроэнергии Дальнего Востока.
«Японское законодательство вообще запрещает импорт электроэнергии. Получается, что инициаторы проекта Азиатского энергокольца в Японии должны добиться снятия этого запрета. Далее, когда ведут речь об экономике проекта, говорят о сезонных несовпадениях пиков потребления и в этом видят смысл поставок электроэнергии. Однако этот вопрос тоже недостаточно изучен», — прокомментировал генеральный директор АО «ДВЭУК».
Кроме того, по его мнению, России необходимо разобраться с собственными энергокольцами, так как поставка электроэнергии в соответствии с предполагаемым маршрутом осуществляется из ОЭС Востока: «Между ОЭС Сибири и ОЭС Востока перетоки сильно ограничены. Необходимо решить часть внутренних проблем, чтобы вся энергосистема России работала как действительно единая энергосистема. На данный момент восточная часть работает с достаточной степенью автономности от единой энергосистемы страны, которая пока заканчивается Забайкальский краем».